Новости
Станция юннатов: на пользу природе и детям
22.03.2013

Станция юннатов: на пользу природе и детям

В соответствии с указом Президента В.В.Путина этот год в России – Год охраны окружающей среды. Намечено провести и уже проводятся немало мероприятий, цель которых – повысить экологическую грамотность россиян, самых юных в том числе. Среди организаций, занимающихся подобного рода деятельностью, – МДЭБЦ: Московский детский эколого-биологический центр с 30-летней историей. Ранее он был известен как станция юных натуралистов (МГСЮН). Центр расположен на Каховке, в районе ул.Одесская, к радости жителей Зюзино. И не только. Сюда стекаются школьники из разных районов и округов столицы. Чем же их привлекает Центр?

Об этом рассказал И.о. директора Дмитрий Владимирович Моргун, кандидат биологических наук, кандидат философских наук, доцент:

- Наш центр существует с 1982 года, а с 1991 года его главное здание располагается здесь, в Зюзино. Но наш центр работает как городской. Он направлен на развитие экологического образования в столице. Наше учреждение не ограничивается этими стенами. В год у нас занимается 3 тысячи детей по всей Москве, включая даже присоединенные территории (мы открыли объединение еще и в Щербинке). Есть филиал в Северном округе, с отдельным зданием и достаточно большой территорией. Это, собственно, первая историческая территория, с которой и началась история нашей организации, и располагается, кстати, на улице Юннатов, которая собственно и была названа в честь этой станции. Учебные занятия ведутся на базе общеобразовательных учреждений, некоторых вузов. Педагоги дополнительного образования специально ходят в школы для того чтоб развивать экологическое движение школьников.

- Кажется, не только школьников. Знаю, и дошкольники охотно посещают ваш экологический центр (в частности, дети из расположенного неподалеку детсада 2020).

- Мы сотрудничаем с детскими садами. Но в основном мы ориентированы на контингент школьников от 6 до 18 лет, при этом образовательные программы, которые реализуются Центром, крайне разнообразны по тематике, что позволяет заниматься школьникам с разным уровнем подготовки и интересов, начиная с младшего школьного возраста, и потом непрерывно занимаясь в разных направлениях. Кроме того наш центр выполняет в городе такую функцию как организация массовых экологических мероприятий. В течение учебного года они проходят с охватом не менее 40000 школьников – это около 30-40 крупных мероприятий, которые охватывают население Москвы – школьники, их родители, педагогическая общественность. Массовые мероприятия проводятся в разных организационных формах: это акции, приуроченные к известным датам «зеленого» календаря, например, «День земли», «День охраны окружающей среды», это и специализированные профильные городские мероприятия, которые направлены на повышение экологической грамотности школьников, на проверку их знаний в области экологии и биологии; мероприятия, которые стали традиционными и широко известны общественности, – зеленая олимпиада школьников, она проводится с выездом в Подмосковье и направлена на контроль знаний, с одной стороны, а с другой – на повышение их мотивации к изучению экологии. Это и городские конкурсы экологических проектов, в частности, учреждение проводит социально значимый конкурс проектов по ресурсосбережению – это очень актуальная тематика в условиях мегаполиса. Мы приветствует оригинальные творческие разработки школьников, технологические решения, которые направлены на улучшение качества окружающей среды. Кроме того это разнообразные каникулярные игровые программы, познавательные, досуговые программы, направленные на массовые развлечения школьников в сфере дополнительного образования и на привлечение к нашему центру. Кроме всего прочего центр выполняет функции городского учреждения, работая с педагогами по всему городу. В этом направлении мы проводим курсы повышения квалификации педагогов, занимающихся экологическим образованием, используя наши материально-технические ресурсы: биологические коллекции, зимний сад, живой уголок, музей природы, конный комплекс – у нас есть 8 лошадок, известных всему району. Здесь проводятся учебные занятия и в конном комплексе. Проводим семинары для педагогов, издаем ежегодно не менее 10 книг по экологической тематике. Словом, вся наша деятельность направлена на повышение качества экологического образования.

- Какова, на Ваш взгляд, экологическая грамотность школьников?

- Она очень различна. Это зависит оттого, занимаются ли они этим предметом специально или получают они эту информацию из общедоступных источников. Если они интересуются природой и состоянием окружающей среды, естественно, они в большей степени экологически грамотны. Если же они о чем-то наслышаны из СМИ, из интернета, то как правило, наша задача и заключается в том чтобы повысить их компетентность в отношении к окружающей среде и сформировать у них именно ресурсы и природосберегающее мышление. Мы считаем, что в основе поведения, безусловно, лежит экологическое сознание – это одна из важнейших характеристик современного культурного человека, соответственно, мы и стараемся работать в этом направлении.

- В не меньшей степени это зависит и от родителей, не так ли?

- Совершенно верно. Работа с семьей – это тоже наша задача. У нас есть социальный педагог, педагог-психолог, деятельность которых направлена на взаимодействие с родителями, родительской общественностью. При центре существует родительский комитет.

- Обычно они занимаются в основном сбором денег…

- В отличие от школьных, наш родительский комитет обсуждает судьбу наших учащихся, также и судьбу нашей организации, непосредственно участвует в принятии управленческих решений.

- Занятия бесплатные или есть какие-то платные?

- У нас 98-99 процентов занятий бесплатные, которые проводятся на бюджетной основе. У нас есть небольшое количество платных образовательных программ (на платной основе обучается около ста детей); в основном это занятия для дошкольников – творческие занятия, где интегрированы идеи художественного творчества и экологии. Это занятия в небольших группах. Они отличаются как по содержанию, так и по развивающим методикам.

- Кто же финансирует МДЭБЦ?

- Центр финансируется Департаментом образования г.Москвы.

- А другой департамент – природопользования и охраны окружающей среды города – с вами также сотрудничает?

- С последним мы проводим, причем уже не один год, много совместных эколого-просветительских проектов: различного рода акции. К слову, я являюсь представителем Общественного экологического совета при Департаменте природопользования, и как раз в рамках этой деятельности приношу в этот департамент идеи образования.

- Власти не собираются отнимать это здание, в котором раньше располагался детский сад, для соответствующих целей?

- Такой вопрос на повестке не стоял.

- Дмитрий Владимирович, расскажите, с чего началось Ваше сотрудничество со станцией юннатов, простите, что произношу старое название – оно как-то привычнее…?

- Станция юннатов – название, которое не полностью выражает объем нашей деятельности. Станция юннатов обычно ассоциируется с клубами и кружками, где занимаются в живых уголках, выращивают растения, ухаживают за растениями и животными. Детский эколого-биологический центр работает по около сотни образовательных программ, среди которых есть программы, построенные на исследовательской и научной основе; есть программы по ресурсосбережению; художественные программы на основе экологических идей и т.д. Центр проводит общегородские мероприятия, ведет методическую работу в городе. Все это больше соответствует статусу городского центра образования.

Что касается меня, я с 2000 года работаю в этой организации. С 2005 года я работал в должности заместителя директора. Занимался научно-методической и образовательной работой, проводил олимпиады и конкурсы, курсы повышения квалификации. В 2007 году в соавторстве издал учебник по экологии Москвы для учащихся старшей школы. По этому учебнику в школах занимаются до сих пор. Занимаюсь научной деятельностью в области энтомологии.

- Как вообще зародилась идея открыть в 80-х годах прошлого века подобный центр?

- Московский комитет образования в 1982 году, в связи с продовольственной программой в г.Москве, принял решение о воссоздании станции юннатов. Она в Москве существовала еще в 1960-е годы. На какое-то время она прекратила свое существование…

- Есть ли аналогичные центры в Москве?

- Нет, мы являемся уникальным учреждением, которое именно в этой сфере занимается экологическим образованием в чистом виде. Мы единственный в Москве профильный центр. Взаимодействуем с Федеральным эколого-биологическим центром. Но он занимается организацией всероссийских массовых мероприятий, но не занимается настолько масштабно и широко именно эколого-образовательной работой.

- А с Гринписом вы тоже сотрудничаете?

- Сотрудничаем со многими общественными организациями, в том числе и с ними, а также с Всемирным фондом дикой природы (WWF). Гринпис нас очень сильно поддерживает в части оказания информационной поддержки; иногда он нам предоставляет свою экологическую продукцию для распространения учителями – это различные плакаты и т.п.

- Есть ли у центра какие-либо проблемы, например, с финансированием?

- Не могу назвать серьезных проблем, связанных с бюджетным финансированием: их нет. Я считаю, департамент образования делает очень большую работу – полноценно нас обеспечивают для того чтоб мы занимались этой деятельностью. Что касается других проблем, наше учреждение находится в реорганизации в форме слияния с другим учреждением, пока четкую перспективу обозначить не могу, но уверен, все у нас будет хорошо.

- Чего и вам желаем в этом благородном деле. Процветания вашему центру!

Посмотреть фотоархив ГБОУ МДЭБЦ

Беседовала Кристина Сорокина